Мои статьи

Ранняя профилактика дисграфии 
Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза
Постепенное формирование зрительно-пространственных пред­ставлений начинается у ребенка с раннего детства. Поэтому нужно своевременно проявлять заботу о правильности развития у него тех функций, которые имеют непосредственное отношение к этому слож­ному процессу, а именно:
1.     Необходимо обеспечить благоприятные условия для развития у ребенка полноценного зрительного восприятия. С этой целью нужно подвешивать перед его глазами яркие игрушки, на которых он мог бы фиксировать свой взор. Кроме того, очень важно наклоняться над его кроваткой, давая ему возможность видеть лицо взрослого человека. Далее следует приучать ребенка к прослеживанию взором движуще­гося предмета (постепенно отодвигающегося лица взрослого или мед­ленно перемещаемой яркой игрушки).
2.    Важно предоставить ребенку полную возможность как можно больше самостоятельно действовать с различными предметами (сна­чала — с игрушками). Пусть ребенок ощупывает эти предметы, пере­кладывает их с места на место или из одной руки в другую, беспре­пятственно манипулирует ими. Все это позволит ему получить реальное представление о форме и величине небольших предметов и нау­читься отличать их друг от друга по целому ряду признаков. Если же лишить ребенка раннего возраста возможности самых разнообразных действий с предметами, то это надолго задержит формирование у него пространственных представлений.
3.     Исключительно важно не ограничивать возможность передви­жения самого ребенка в окружающем его пространстве (в частности, в пределах комнаты). Не напрасно говорится, что ребенок познает пространство лишь мерой собственных шагов — только таким путем он получает реальное представление об удаленности от него тех или иных предметов. (Ведь ребенок, еще не умеющий ходить, нередко пы­тается дотянуться даже до виднеющейся в окне луны, поскольку он совсем не представляет себе степени ее удаленности).
Двигательная активность ребенка важна не только для полноцен­ного формирования у него зрительно-пространственных представле­ний, но также и для развития речевой функции. Поэтому непоправи­мую ошибку совершают те родители, которые ради собственного спо­койствия стараются держать ребенка в манеже, хотя он уже может ползать или даже ходить и в буквальном смысле слова «рвется на сво­боду». Наоборот, нужно стимулировать ползание или ходьбу ребенка, помещая на некотором расстоянии от него игрушку, которую ему хо­телось бы достать, но на пути к которой необходимо преодолеть неко­торое расстояние.
4.     Важно содействовать и развитию ориентировки ребенка в соб­ственном теле, поскольку именно в зависимости от выделения левой и правой руки в дальнейшем у него формируется представление о ле­вой и правой сторонах пространства. С этой целью ребенка просят по­казать, где у него головка, ручки, ножки, глазки и т. д. А со временем он должен определить и то, какая рука (а соответственно и другие симметричные части тела) у него правая, а какая — левая.
5.     Необходимо как можно раньше дать ребенку такие игрушки, которые в наибольшей степени способствовали бы развитию его пред­ставлений о величине и форме предметов.
Различение предметов по величине доступно детям начиная с 2,5-3 лет. Примерно с этого возраста они начинают раскладывать предметы по порядку с учетом их величины, а также методом «проб и ошибок» собирать пирамидки и составные матрешки. Что касается формы предметов, то основные геометрические фигуры (круг, квад­рат, треугольник) дети различают после 4 лет. Однако сроки эти очень приблизительны, поскольку многое здесь зависит от условий жизни и воспитания ребенка, от наличия у него соответствующих игрушек и пр. Педагогически запущенные дети могут испытывать к этом плане трудности даже в старшем дошкольном возрасте.
6.    С целью развития зрительного анализа очень полезно упражнять ребенка в нахождении различий в сходных предметах.
Если родители с самого раннего возраста ребенка учитывают хотя бы эти несложные рекомендации и стараются регулярно проводить их в жизнь, то вполне можно рассчитывать на то, что к старшему до­школьному возрасту у ребенка уже не будет наблюдаться несформированность зрительно-пространственных представлений, а значит не будет и предпосылок оптической дисграфии.





Комментариев нет:

Отправить комментарий